Умберто Эко

Почитали ли изображения верные Богу евреи в библейские времена?

Исключительно важной особенностью еврейской религии является монотеизм – вера в единого Бога. Ветхий Завет – священный текст иудаизма – состоит из пяти книг, записанных пророками и мыслителями разных эпох. Одной из заповедей, данных Моисеем еврейскому народу, является запрет на создание изображений, связанных с божеством.

Вторая заповедь из Десяти заповедей, записанных в Книге Исхода, звучит следующим образом: «Не делай себе кумира и ни в каком подобии, что на небе сверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не кланяйся им и не служи им, ибо Я, Господь, Бог твой, – ревнитель, наказывающий грех отца в детях до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исход 20:4-5).

Таким образом, изображения, созданные для почитания, считались кощунством и поклонением «чужим богам». Однако в истории евреев мы находим примеры, когда они нарушали эту заповедь.

Изображения были распространены в других культурах, окружавших евреев, особенно в Египте и Месопотамии. Во время своего многовекового пребывания в Египте, евреи впитали некоторые аспекты культуры этой страны, включая магические и религиозные образы. Некоторые исследователи считают, что использование изображений в поклонении было частично распространено среди евреев, хотя официально эта практика пресекалась.

Причиной для этого нарушения заповеди может быть желание евреев иметь символическую связь с божеством, использовать изображения как помощников в поклонении. Такая потребность в визуальных представлениях может объясняться культурными особенностями и влиянием окружающих народов.

На протяжении истории еврейского народа отмечаются случаи, когда создавались изображения, связанные с божеством. Примером такого нарушения заповеди может быть почитание золотого тельца во время Израильского переселения. По народной просьбе Аарон (Моисеев помощник) создал из золотых украшений литую статую тельца, которая стала объектом поклонения израильтян. Это противостояние между истинной верой и идолопоклонством привело к серьезным последствиям.

Однако, следует отметить, что большинство святынь и изображений имели религиозно-обрядовую цель без участия иноязычного богопоклонства. Для евреев их ценность заключалась не в самом материале, а в символическом значении и связи с происхождением или деятельностью Бога.

В сумме, хотя заповедь категорически запрещает создание изображений, связанных с Богом, иудейский народ иногда нарушал это указание. Однако, эти случаи больше являются исключениями, чем правилом, потому что основное нарушение заповеди было связано с молитвенными или исконно религиозными ритуалами, а не с поклонением чужим богам.

В заключении, известные примеры из библейских времен указывают на то, что использование изображений связанных с Богом было запрещено, но все же некоторые евреи нарушали эту заповедь. Такие нарушения иногда связывались с влиянием окружающих народов или культурными особенностями, но не отражали широкой практики почитания идолов.