Умберто Эко

Неофитство или Фарисейство, чему больше подвержен православный человек, который получил от Бога дар рассудительности?

Рассматривая православную веру, можно выделить две крайности, между которыми человек может находиться - неофитство и фарисейство. Неофитство - это состояние новизны, когда человек только начал свой путь веры и готов впитывать всё новое. Фарисейство - это, наоборот, состояние склонности к формализму и догматизму. Православный человек, который получил от Бога дар рассудительности, должен стремиться к золотой середине.

Неофитство

Неофитам свойственна преимущественно радость от открытий: им интересно разбираться во всех деталях веры, они стараются узнать как можно больше о Боге и о том, что Он заповедал нам делать. Часто такие люди задают вопросы, могут искать ответы на просторах интернета или у богословов. Они активно участвуют в церковных обрядах, радуются, когда общаются с новыми людьми, которые пришли на путь веры.

Фарисейство

Первая реакция фарисеев на нововведения - это отторжение. Они склонны довольствоваться тем, что уже знают, и не стремятся расширять свой кругозор. Одновременно с этим фарисеи очень серьезно относятся к соблюдению традиций и обрядов и не любят, когда кто-то из них отклоняется от этих правил. Причиной такого поведения не только может быть нежелание продвигаться в вере, но и чувство ущербности, когда кто-то любит веру больше, чем они.

Рассудительность

До того, как человек приходит на путь веры, у него возможно было слишком много взглядов на жизнь. Человек, придя к вере, должен научиться использовать свою рассудительность - способность думать и принимать определенные решения. В этом и состоит тот золотой путь, о котором мы говорили ранее.

Рассудительность позволяет увидеть духовное значение, которое заключается в каждой традиции или обряде. Но если человек использует свою рассудительность только для того, чтобы доказать свою правоту, это может привести к его ограничениям и догматичности.

Золотая середина

Таким образом, важно понимать, что наша вера не только изучение канонов или чьих-то толкований. Фундаментом нашей веры является живой Бог, который нас любит и хочет, чтобы мы стали лучше. Православный человек, который получил от Бога дар рассудительности, должен искать золотую середину между неофитством и фарисейством, иначе он просто не сможет правильно раскрыть все тайны веры.

Он должен находить равновесие между традицией и современностью, между исполнением обязательств перед Богом и теми новыми взглядами на жизнь, которые может предложить ему мир. Такой человек сможет действительно постичь все глубины православия и получить благословения от Бога на его пути.