Супермен — миф для неудачников

1 июня — День рождения Супермена. В 1938 году в этот день поступил в продажу первый выпуск комикса про этого героя.

Умберто Эко стал одним из первых мировых философов и гуманитарных исследователей, кто начал всерьёз изучать популярные произведения массовой культуры. Он писал научные статьи про Чарли Брауна (персонаж детских комиксов), Джеймса Бонда и Супермена. Цитаты в нашей публикации — отрывки из статьи Умберто Эко «Миф о Супермене» 1972 года, опубликованной на русском языке в 2005 в составе книги «Роль читателя».

По мнению Эко, Супермен как персонаж был рождён неудобствами, которые испытывает обыватель в индустриальном обществе. Рядом с машинами мы чувствуем себя слабыми, в сравнении с глобальными корпорациями — нищими и бесправными, на конвейерной работе — анонимными номерами, лишёнными голоса:

В таком обществе по­ложительный герой должен воплощать в наивысшей сте­пени ту потребность в силе, которую средний гражданин испытывает, но не может удовлетворить.

Супермен — абсолютная сила:

Он может летать со ско­ростью света и даже ещё быстрее: тогда он преодолевает и временные барьеры — и может переноситься в другие эпохи. Простым сжатием руки он может нагреть кусок угля до такой температуры, что уголь превращается в алмаз. В считанные секунды, со сверхзвуковой скоро­стью, он может вырубить целый лес, превратить бревна в доски и выстроить город или корабль. Он может про­рубать горы, поднимать океанские корабли-лайнеры, разрушать или воздвигать плотины. Сила его зрения, подоб­ного рентгеновским лучам, позволяет ему видеть сквозь любой предмет на любом расстоянии и плавить своим взглядом металлические предметы.

При этом Супермен не лишён опыта слабости: в обычной жизни он известен всем как журналист Кларк Кент — робкий, близорукий и слабохарактерный человек. Подобное двойничество вносит в приключения Супермена комическую интригу и позволяет читателю комикса отождествить себя с ним, вопреки любым сверхспособностям:

По сути дела, Кларк Кент — это воплощение типичного среднего читателя, которого одолевают комплексы и пре­зирают ближние.

Идентифицируя себя с таким персона­жем, любой бухгалтер в любом американском городке может тайно питать надежду, что в один прекрасный день из кокона его обыденной личности может вылупиться сверхчеловек, способный искупить годы прозябания в по­средственности.

Комикс рисует нам Супермена как человека очень ограниченного в своих амбициях и стремлениях: силу, способную изменить мир и всю вселенную, он тратит на мелкие неурядицы, вроде поимки банковских грабителей:

Супермен — это совер­шенный образец гражданского сознания, полностью отде­лённого от сознания политического. Гражданская позиция Супермена превосходна, но он формирует и осуществля­ет её лишь в рамках небольшой и замкнутой социальной группы.

Похожим образом спустя несколько лет Эко станет критиковать Америку, руководство которой он упрекал в невежестве, обывательском характере и нежелании знать историю на уровне, достаточном для ответственной политики.

Изображение: На фото 28-летний Умберто Эко читает комикс про Супермена.