Самоограничение — путь писателя

Чтобы история могла без помех развиваться, писателю требуются определенные ограничительные рамки.

Собственно, в любой творческой деятельности без ограничений не обойтись: живописец решает, писать ему маслом или темперой, на холсте или на стене, поэт — вы­ражать свои чувства шестистопным ямбом, хореем или дактилем, композитор выбирает тональность для буду­щей пьесы… Каждый из них устанавливает для себя не­кую систему ограничений. Не ушли от этого и представи­тели авангарда, для которых, казалось, ограничений нет; они просто создали собственные, которые мало кто заме­чает. <…>

Осмысленным самоогра­ничением с моей стороны было решить, что, сообразно с одержимостью некоторых персонажей «Маятника Фуко» оккультными науками, роман будет состоять из ста двадцати глав, разделенных — по числу каббалистиче­ских сфирот — на десять частей.

Еще одним ограничительным условием для «Маят­ника Фуко» был тот факт, что персонажи его принимали участие в студенческих протестах 1968 года (или были их очевидцами).

Вместе с тем Бельбо пишет на компьютере (компьютер, кстати, тоже играет формальную роль в ро­мане, подчеркивая алеаторность и комбинаторную при­роду повествования), а потому финальные события долж­ны происходить не ранее начала 1980-х, поскольку пер­вые персональные компьютеры с текстовыми редактора­ми начали продавать в Италии лишь в 1982-1983 годах. Чтобы перескочить из 1968-го прямиком в 1983-й, я был вынужден на это время удалить моего героя, Казобона, со сцены. Куда? Воспоминания о неких магических ритуа­лах, свидетелем которых мне довелось стать, навели ме­ня на мысль о Бразилии — вот туда я и отправил Казобо­ на более чем на десятилетие. <…>

Появись качественные текстовые редакторы от IВМ или Аррlе в продаже на шесть-семь лет раньше, и мой роман был бы иным. Не понадобилось бы в нем никакой Бразилии. И то была бы огромная потеря.