Продолжаем наше путешествие по разным версиям теории Нового Средневековья. В дополнение к словам психолога Людмилы Петрановской приведём цитату из текста 1924 года «Новое Средневековье» русского философа Николая Бердяева, где он говорит о роли женщин в изменившемся мире:
Характерным для нового средневековья мне представляется еще то, что в нём большую роль будет играть женщина.
Исключительно мужская культура истощила и подорвала себя в мировой войне. И в последние годы великих испытаний женщина начала играть огромную роль, она оказалась на большей высоте. Женщина более связана с душой мира, с первичными стихиями, и через женщину мужчина приобщается к ним.
Мужская культура слишком рационалистична, слишком далеко ушла от непосредственных тайн космической жизни и возвращается к ним она через женщину. Женщины играют большую роль в религиозном пробуждении нашего времени. Женщины предназначены быть женами-мироносицами.
День был временем исключительного преобладания мужской культуры. Ночь есть время, когда вступает в свои права и женская стихия.
Увеличение роли женщины в грядущий исторический период совсем не означает продолжения женского эмансипационного движения нового времени, которое стремилось уподобить женщину мужчине и повести женщину мужским путем. Это было антииерархическое, уравнительное движение, отрицавшее своеобразную качественность женской природы, вечную женственность. Мужское начало должно владеть женским, а не быть в рабстве у него, как часто бывало в новой истории, например во Франции.
Не эмансипированная и уподобленная мужчине женщина, а вечная женственность должна играть большую роль в грядущий период истории.
Изображение: Джованни Амброджо де Предис. «Девушка с вишнями»
«Девушка с вишнями» — картина 1495 года, которую написал ученик Леонардо да Винчи Джованни Амброджо де Предис. В настоящее время хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Бледная красавица с миндалевидными карими глазами и тончайше прописанными золотистыми кудрявыми волосами, держит в одной руке тарелку с вишнями (черешнями), другой достаёт оттуда за веточку несколько ягод. На ней надето богатое, подробно прописанное верхнее зелёное платье, покрытое вышивкой, и красное нижнее, с алыми рукавами, крепящимися шнурками, в просветы которых вытянута нижняя рубашка. Лоб девушки украшен венком из цветов вьюнка, символа кокетства.
Картинка аллегорическая: вишни в данном случае могут символизировать как плод райского сада, по аналогии с яблоком, который сорвала Ева, так и сладостные соблазны брака. Картина, как и подобные произведения Больтраффио, не является портретом, так как черты лица модели сильно идеализированы.
Как отмечают исследователи, от первоначального облика «Девушки с вишнями» лучше всего сохранились волосы, а остальная поверхность сильно пострадала от перемещений картины, истирания краски от времени.