Формы простые и формы короткие

Вчера  афоризмы, лимерики, хайку, пословицы. Сегодня реклама и видеоклипы. Но есть риск


1930 году вышла книга Андре Жолле (Andre Jolles) под названием «Einfache Formen», или «Простые формы». В ней были проанализированы некоторые литературные формы, присущие, по большей части, народной культуре, которые характеризовались краткостью и структурной простотой, то есть всегда подчинялись определенным законам, которых их авторы (индивидуальные или коллективные) верно придерживались. Речь идет не только о загадках, шутках, но также и о мифах, сказаниях, легендах. Очень многое в традиционно структуралистской теории повествования основывается на простых формах, и здесь можно вспомнить работу Проппа об основных повествовательных функциях в русских сказках или анализ мифов Леви-Стросса (Levi-Strauss).

Одним словом, проблема простых форм всегда привлекала внимание исследователей, а в категорию этих форм мы можем включить также лимерики, японские хайку, афоризмы, максимы, и так далее вплоть до народных песен.

Книга под редакцией Изабеллы Пеццини (Isabella Pezzini) «Реклама, клипы, сайты, баннеры — короткие формы зрительно-слуховой коммуникации», которая уже в названии заявляет тему, не использует термина «простые формы».

С одной стороны, я думаю, для того, чтобы подчеркнуть различие традиционных простых форм и особой природы зрительно-слуховых реалий, которыми автор занимается, а с другой стороны, как обнаруживается из некоторых пассажей книги, тот факт, что форма короткая (измерение длительности во времени) еще не означает, что она непременно простая (измерение семантической и эстетической сложности).

И действительно, часто мы становимся свидетелями, насколько некоторые рекламные ролики изысканны, способны иронизировать над самими собой и предшествующими роликами. Из недавних приходит на память молодой человек, спускающийся по лестнице и говорящий «добрый вечер», который вчера добился расположения очаровательной девушки, а сегодня, став жертвой рекламы, главным героем которой является он сам, падает перед гораздо менее привлекательным созданием. И не только он, но и публика настолько вовлечена в игру, которая сегодня называется «метатекстуальной», что не воспринимает «чистого» и простого сообщения, а только «под прикрытием» жанра короткой формы.

Конечно, я не намерен в такой небольшой статье углубляться в анализ этой книги, и поэтому я просто отсылаю вас к анализу рекламных роликов Алессандро Мелкиорри (Alessandro Melchiorri), баннеров и порталов Пьеро Полидоро (Piero Polidoro) — баннер, разумеется, из всех коротких форм является самой короткой. Современные короткие формы не всегда являются простейшими, они, разумеется, не определяются правилами, передающимися из поколения в поколение, и часто очень изобретательны.

Однако это книга вызвала у меня некоторые размышления. Традиционные простые формы преобладали, как уже говорилось, в народной культуре и могли быть переработаны образованными людьми. Так, пословицы (народная мудрость) превратились в афоризмы и парадоксы. Но они сосуществовали со сложными формами: миф рядом с его интерпретацией Эсхилом или Софоклом, сказание рядом с романами. И нельзя сказать, что народ, который был создателем простых форм, оставался чуждым «сложным» формам, поскольку и кузнецы читали еще во времена Данте «Божественную комедию», а роман «Обрученные» был достоянием не только интеллектуалов.

Сегодня, как и всегда, часть людей (незначительная по сравнению с шестью миллиардами населения земного шара) открыта для сложных форм, таких как модернистский (Джойс) или постмодернистский роман; никто, за исключением нескольких профессоров в университетах, не занимается традиционными простыми формами; и подавляющее большинство пользователей поглощает только те самые короткие формы. Краткость может выработать привычку, и вот даже издательские дома, которые раньше посвящали себя предложению сложных форм, теперь, если и не отказываются печатать Пруста, все же пытаются привлечь читателя посредством кратчайших жанров: книг афоризмов, высказываний, шуток. Я хочу сказать, что интенсивная экспансия коротких форм может вызвать привыкание к их краткости и быстроте постижения и отнять тем самым удовольствие и желание увлечься сложными формами, постижение которых требует времени и сотрудничества с текстом и его культурным багажом.

С риском, что если пропадет понимание сложных форм, останется незамеченным то, что даже реклама моющих средств может быть короткой, но не такой уж простой.

Источник: L’Espresso
Перевод: Иносми.ру